Ученые отыскали самую далекую нейтронную звезду в нашей Галактике

Ученым удалось измерить расстояние до объекта — оно оказалось одинаковым приблизительно 20 килопарсекам, что делает звезду одной из самых далеких в галактике. Пульсар был найден североамериканскими учеными при помощи орбитального телескопа SAS-3 — одного из первых орбитальных рентгеновских телескопов. Выяснилось, что компаньон 2S 1553-542 представляет собой оптическую звезда класса Be — бело-голубую звезду с сильными эмиссионными линиями в спектре.

Как говорят Александр Лутовинов из Института космических исследований РАН и его коллеги из Российской Федерации и иностранных стран, этот пульсар давно привлекал внимание астрономов тем, что его компаньон, невзирая на его предполагаемые большие размеры и бурный характер, до сих пор оставался невидимым для нас.

Открытие 2S 1553-542 состоялось в 1975 г.

Но расстояние до данной двойной звезды было вычислено только в настоящее время благодаря тому, что в 2015 произошла вспышка активности 2S 1553-542. Эти светила, так называемые цефеиды, представляют из ебя своеобразные «космические маяки», которые позволяют астрономам точно вычислять расстояния в космосе благодаря неизменному характеру их пульсаций. Лутовинов и его коллеги нашли иное применение для этих снимков, попытавшись отыскать предположительного компаньона 2S 1553-542, изучая инфракрасные и оптические кадры, приобретенные в процессе прошлогодней вспышки.

Ею стал компаньон пульсара, который находится в одной из спиралевидных ветвей Млечного Пути. В итоге появилась дилемма: какая из них является спутником 2S 1553-542? Ученые докладывают, что нейронная звезда под названием «компаньон пульсара» была найдена в спиралевидных ветвях Галактики. Наблюдения данного участка неба ученые провели при помощи наземного оптического Южно-Африканского огромного Телескопа (SALT). Результаты поражают: данная нейтронная звезда находится на невообразимом для нас расстоянии в 65-78 тыс. световых лет. Это значит, что 2S 1553-542 расположен на противоположной стороне Галактики (самый край рукава Стрельца), что делает его самым далеким пульсаром и двойной рентгеновской звездой, популярной нам на данный момент. Наблюдения за объектом показали его принадлежность к редкому классу рентгеновских двойных звезд, в которых пульсар соседствует с крупной голубой звездой, сплющенной в форму яйца в результате крайне высокой скорости вращения.