ДНК неандертальцев помогло учёным определить время переселения людей в Европу

Немецкие, эстонские, английские и американские ученые назвали сроки скрещивания уполномоченных человека разумного и неандертальцев. Спустя несколько тысячелетий первые мигранты пропали, однако их гены остались в ДНК Homo neanderthalensis.

Германские ученые, представляющие университет эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie), в процессе исследования обнаружили следы еще одного вида людей в ДНК неандертальцев.

Начальник института Йоханесс Краузе говорит, что люди могли покинут современный «черный континент» и до этого, так как он был связан с Ближним Востоком, а это противоречит выдвинутым до этого теориям расселения человека.

В течение продолжительного времени считалось, что между людьми и неандертальцами нет ничего общего, но в 2009-ом было доказано противоположное. Но многие вопросы так и остались без ответа. Останки были найдены еще в 1937 г в Германии, в пещере Холенштейн-Штадель (Hohlenstein-Stadel). После подсчета количества маленьких мутаций ученые сделали вывод, что предки неандертальцев разделились приблизительно 270-220 тыс. лет назад. Кость была частично разгрызена хищником, что, вкупе с погаными условиями внутри самой пещеры, делало поиск ДНК в ней крайне малоперспективным занятием. Краузе вместе с иными палеонтологами и генетиками извлекли из останков обрывки митохондриальной ДНК неандертальца из Холенштайн-Штадель. Данная ДНК передается вместе с митохондриями от матери к ее детям, что дает возможность устанавливать родственные связи между популяциями людей и использовать мтДНК для исследования истории их миграций, а еще построения цельного «генеалогического древа» человечества.

«Воскрешение» данной ДНК автоматом сделало ее самым древнейшим образцом генома людей и их родичей, который удавалось получить ученым, и позволило Краузе и его сотрудникам заполнить часть пробелов в истории эволюции неандертальцев и, как неожиданно выяснилось, кроманьонцев. Это подтверждает и Денисовский человек.

Как известно, вид Homo sapiens появился на территории сегодняшней Африки приблизительно 300 000 лет назад. Вероятней всего, скрещивание Homo sapiens с Homo neanderthalensis после переселения первых из Африки было неоднократным. Неандертальцы и денисовский человек являются вымершими видами (или подвидами) людей.

Как это могло произойти и почему это случилось, ученые пока не знают — для ответа на этот вопрос нужна ядерная ДНК неандертальца из Холенштайн-Штадель.