Астрономы МГУ в первый раз засняли «плевок» черной дыры

Микроквазары появляются в двойных звездных системах, состоящих из большой, короткоживущей звезды и ее наименьшего компаньона. Это происходит редко и продолжается на протяжении нескольких недель, но для ученых это мощная оптическая вспышка, излучение которой не поляризовано.

В нашей Галактике ученые смогли отыскать 4 микроквазара. Заключительная активность в микроквазаре V404 наблюдалась 38 лет назад — 1979 году.

Русские ученые из МГУ совместно с собственными зарубежными коллегами в первый раз зафиксировали «плевок» черной дыры при помощи телескопов. Это и зарегистрировали авторы работы, проведя наблюдения на телескопах-роботах интернет сети МАСТЕР.

Детали открытия описаны в публикации в Astrophysical Journal. Снимок опубликовали профессионалы МГУ им. Ломоносова. Ранее его наблюдали только в радио- и рентгеновском диапазонах. Через несколько недель ученые узнали, что V404 линейно поляризован межзвездной пылью, которая рассеивает свет не изотропно: пылинки выстраиваются вдоль магнитных силовых линий, словно магнитные стрелки.

«Мы уверены в том, что это непосредственным источником поляризированного источника», — сообщили ответственные за данное исследование ученые.
Такие изменения, как считает русский астроном, могли происходить только в том случае, ежели изменялся сам источник выбросов, но не среда, через которую они проходят.

Материалы предоставлены пресс-центром МГУ.