Ученые: Черные дыры «воруют» у Солнца материю и давятся ею

Астрофизики смогли с большой точностью измерить значение индукции магнитного поля в «короне» аккреционного диска вокруг черной дыры в двойной системе V404 Лебедя, которое оказалось в несколько сот раз слабее, чем предполагалось. Об этом свидетельствуют данные исследования, опубликованные в журнале Science.

Мы давно гадали, как появляются джеты — мощнейшие выбросы нагретой плазмы, которые темная дыра разгоняет до сверхвысоких скоростей. «Мы не ждали данного, и это открытие радикально меняет то, что мы знали о темных дырах», — объявил Стивен Айкенберри (Stephen Eikenberry) из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Черные дыры известны собственной мощью: насыщенная гравитационная тяга сжирает целые звезды и запускает потоки материи в космос практически со скоростью света.

Сверхмассивные черные дыры есть в центре почти любой галактики. Она регулярно поглощает энергию звезды и временами часть ненужной энергии выбрасывает в виде джетов. Это говорит о том, что ее магнитное поле нестабильно.

Учёные узнали это, следя за микроквазаром V404 в 8000 световых годах от нас — парой из звезды и чёрной дыры. Темная дыра регулярно «ворует» материю светила, однако время от времени перетягивает на себя намного больше, чем может поглотить, поэтому «давится» и выбрасывает часть материи в виде миниатюрных джетов. Заключительная вспышка, к слову, произошла в середине июня 2015 г. Наблюдения велись с помощью космического рентгеновского телескопа NuSTAR, радиоинтерферометра AMI (Arcminute Microkelvin Imager), камеры ULTRACAM оптического 4,2-метрового телескопа WHT (William Herschel Telescope) и инфракрасного приемника CIRCE, установленного на 10,4-метровом огромном Канарском телескопе. Во время исследования ученые в первый раз измеряли силу магнитного поля у горизонта образований и определили, что их не высокая сила накладывает ограничения в действии описанных моделей. В итоге выяснилось, что микроквазар производит магнитное поле слабее ожидаемого. Как оказалось, магнетизм вокруг них не менее чем в 400 раз слабее, чем считалось ранее. Это означает, что магнитные поля играют намного меньшую роль в разогреве материи и формировании джетов, чем считалось, и говорит, что «выплевывать» часть поглощаемой материи черные дыры заставляют какие-то остальные механизмы.