Банки отказывают россиянам по-новому 

ПОДЕЛИТЬСЯ

При всем этом сами клиенты не знают, попали ли они в «чёрные» списки, так как банки не имеют право сообщать о причинах отказа в проведении операции либо в обслуживании, согласно «антиотмывочному» закону.

После того как в РФ полноценно заработал двухуровневый механизм реабилитации клиентов-отказников, которые попали в черный список недобросовестных пользователей Росфинмониторинга и Банка Российской Федерации, кредитные организации, чтобы не сталкиваться с процессом реабилитации, начали отказывать клиентам, не передавая информацию об этом в контролирующие органы. Он предполагает возможность клиентов обратиться в банк с запросом на исключение из черного списка, а в следствии добраться и до межведомственной комиссии ЦБ, которая и может реабилитировать его.

Но банкиры, чтобы сталкиваться с реабилитацией как можно реже, предпочитают отказывать клиентам.

Русские банки начали создавать собственные неофициальные «черные списки» подозрительных клиентов.

Другими словами, клиенты получают отказ, а информация об этом в Росфинмониторинг не передаётся. Уникальный способ уйти от хлопот с двухуровневой реабилитацией уже привёл к тому, что в больших банках доля полноценных отказов, с уведомлением Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг), не превышает 0,01% от общего числа отказов.

Специалисты считают, в данный момент большие банки «полноценно» отказывают не не менее, чем в 0,01% случаев.

Чтобы как можно реже сталкиваться с продолжительной процедурой реабилитации, кредитные организации, как указали источники «Коммерсанта», стали отказывать клиентам, не оформляя официально их включение в черный список через Росфинмониторинг. Таким образом, это своего рода «недоотказы», которые нигде не фиксируются, так как большинство клиентов не настаивают на документальном закреплении, а банк имеет полное право не сообщать клиенту, что он сделал неправильно и как исправить ситуацию.

«Гражданину, которому отказало сразу несколько банков, ежели он захочет добиться исключения из черного списка, [теперь] придется проходить реабилитацию в каждом из них», — объяснил газете сопредседатель комитета по задачам противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма Ассоциации русских банков Алексей Тимошкин.

Позже ему было отказано в совершении остальных операций.

«Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, однако далеко не всегда это приносит результат», — добавил он. В обеих организациях «Ъ» проинформировали, что законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен. Собеседник «Ъ» из Росфинмониторинга указал, что, по его мнению, банк обязан предоставлять информацию, не нарушая при всем этом 115-ФЗ.

ПОДЕЛИТЬСЯ