8 июня Арбитражный суд столицы удовлетворил иск «Транснефти» к Сбербанку о признании недействительной сделки с деривативами, в результате которой трубопроводная компания понесла убытки на 66 млрд руб., и взыскании потерь со Сбербанка.
Арбитражный суд столицы посчитал действия Сбербанка при заключении сделки денежного расчетного опциона с Транснефтью в 2013 г. недобросовестными: банк действовал исключительно в собственных интересах и не сообщил компанию должным образом о всех связанных со сделкой рисках, воспользовавшись неспособностью Транснефти оценить их самостоятельно.
По его словам, вывод суда о сверхприбыли в объеме 66 млрд руб., которую банк якобы заработал на сделке, не соответствует реальности.
В Банке РФ в конце рабочей недели также выразили обеспокоенность «складывающейся правоприменительной практикой», которая ставит под угрозу фактически все сделки русских банков с нефинансовыми организациями. По мнению регулятора, складывающая судебная практика делает «неприемлемые юридические риски для внебиржевых сделок с деривативами», что в дальнейшем можем привести к серьезному уменьшению русского внебиржевого рынка производных финансовых инструментов. В комментарии ЦБ отмечается, что все чаще основаниями для оспаривания компаниями собственных обязанностей по сделкам с ПФИ на внебиржевом экономическом рынке становится указание на недостаточную квалификацию нефинансовых организаций и невозможность проведения ими адекватной оценки собственных рисков.
«Крупнейшие русские компании в силу своего положения в ветви владеют не только лишь финансовыми возможностями привлечения внешней независимой экспертизы по применению сложных финансовых инструментов, однако и большим собственным опытом работы на экономическом рынке, а еще очень квалифицированным персоналом», — отмечает ЦБ. Он также указывает, что такие компании используют внутренние политики по управлению рисками, в том числе валютными и процентными. «А структурные подразделения таковых компаний, отвечающие за управление рисками и проведение сделок на экономическом рынке, возглавляются профессионально приготовленными специалистами», — выделили в ЦБ. Тогда суды могут ожидать похожие иски от остальных компаний, считает он.
Сделка с деривативами была заключена перед валютным кризисом прошедшего года с целью падения стоимости обслуживания биржевых рублевых облигаций «Транснефти». По мнению профсообщества, «Транснефть» не может быть признана слабой стороной в сделке, а признание ее такой несет внутри себя риски для рынка производных финансовых инструментов. Сделка с барьерными опционами была заключена перед валютным кризисом прошлого года с целью понижения стоимости обслуживания биржевых рублевых облигаций «Транснефти». В рамках сделки были реструктурированы условия по барьерным опционам в части изменения барьера в сторону увеличения, а еще заключены опционы со сроками выполнения в середине осени - декабре 2014 г.
В сообщении ЦБ подчеркивается, что крупнейшие русские компании являются квалифицированными инвесторами, которые имеют возможность как принимать самостоятельные решения об использовании ПФИ для управления рисками, так и подвергать анализу последствия заключения таковых сделок.