Ученые поведали об необычайном процессе рождения двойной звезды

Основным элементом системы, получившей название MM 1a, является молодая массивная звезда. Команда считает, что это один из первых примеров «фрагментированного» диска, обнаруженного вокруг массивной молодой звезды. Слабый объект MM 1b был найден непосредственно за диском, на ее орбите. Результаты их исследования размещены в Astrophysical Journal Letters. Обычно образование звезд проходит среди огромных облаков из пыли и газа в космическом пространстве.

Открытие в виде незаурядной двойной системы сделали астрономы в процессе наблюдения за молодой звездой при помощи радиотелескопа ALMA. Когда эти облака разрушаются под действием силы тяжести, они начинают крутиться скорее, образуя вокруг себя диск. Из-за воздействия гравитации диск распадается на ряд частей, в самом большем из которых может сформироваться дополнительная звезда. На основании измерений количества излучения от пыли и газа исследователями рассчитана масса обоих компонентов, показатель оказался незаурядным, равен он 40 и 0,5 масс Солнца соответственно. Открытие они сделали в процессе исследования светила MM 1a: в его протопланетном диске специалисты увидели рождение новейшей звезды.

«Двойные звезды часто оказываются одинаковы по массе и, как правило, создаются совместно, как брат и сестра». Найденная молодая двойная система с соотношением масс 80 к 1 очень необычна и подразумевает абсолютно разные процессы формирования для обоих объектов. «В этом случае звезда и диск, которые мы наблюдали, настолько массивны, что вместо того, чтобы наблюдать формирование планет на диске, мы видим, как рождается другая звезда». По мнению ученых, звезды такой массы, как у MM 1a, живут только около млн. лет, а потом взрываются, поэтому, невзирая на то, что MM 1b может иметь возможность создания собственной планетной системы в дальнейшем, долго она не просуществует.