Рейтинг развития медиасферы был составлен фондом «Медиастандарт», Комитетом гражданских инициатив и исследовательской группой ЦИРКОН. Авторы отчета рассмотрели все 85 субъектов страны. Высший рейтинг, А присвоен 11 регионам. Также в исследовании отмечается, что среди частных индексов наибольшее расслоение обозначено по уровню медиаконтента, а меньшее - по состоянию аудитории. Как подчеркнул босс Фонда Дмитрий Казьмин, среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами — по уровню медиаконтента, а меньшее - по состоянию аудитории.
Интегральный MSindex и частные индексы рассчитывались на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а кроме этого массового социологического опроса во всех областях Российской Федерации. Для анализа использовались 48 индикаторов по 5-ти основным направлениям: среда для работы СМИ; активность заинтересованных групп (власти, бизнеса, социальных организаций); аудитория; состояние самих СМИ; медиаконтент.
Ожидаемо, что самой развитой вновь признана медиасреда Москвы. Последний показатель в 2015 г составлял 0,67, в 2018 — 1,10. Но до этого уровня еще очень далеко даже Санкт-Петербургу и Подмосковью, которые входят в тройку лидеров.
Также рейтинг, А присвоен столице и Подмосковью, Санкт-Петербургу, Свердловской, Челябинской, Самарской и Новосибирской области, Тюмени, Приморскому и Красноярскому краям.
Неожиданный результат исследования касается уровня господдержки СМИ в Пермском крае.
— Среди характеристик наибольшее расслоение между регионами прослеживается по уровню контента, а меньшее - по состоянию аудитории. Хуже всего ситуация со средствами массовой информации сложилась в Ингушетии, Чечне и Тыве.
Авторы указывают на тесную связь таковых частных индексов, как «Стейкхолдеры» и «Медиаконтент».
Сравниться с активностью столичных стейкхолдеров не по силам пока никому. Тройку лидеров замыкает Свердловская область. Специалисты также отмечают, что более охотно со СМИ разговаривают в северной столице, Краснодарском крае.
Авторы отчета определяли состояние региональных СМИ по 48 разным критериям.
В итоге все регионы оказались поделены на 4 класса.
Расслоение между регионами прослеживается по многим параметрам, в том числе и по уровню трат региональных администраций на поддержку СМИ. В целом субъекты, по имеющимся последним данным министра финансов и Федерального казначейства, заложили в собственных бюджетах на эти цели 45,6 млрд руб. Медианные годичные затраты регионов в минувшем 2018-ом в расчете на одного жителя были запланированы на уровне 173 руб., (всего регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 млрд руб.). А вот меньшее - по состоянию аудитории, которая на большей части территории страны осталась однородной. «Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами „у нас люди другие“, — говорит Казьмин, — например, не доверяют репортерам, не хотят получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент». «На столицу РФ приходится 28% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть не менее 1 000 руб.», — проинформировал Дмитрий Казьмин.
В первую очередь, согласно опросам осени 2017 года, жители России черпают общественно-политическую информацию из ТВ (75%), дальше следуют интернет (48%), пресса (19%), радио и друзья и родственники (по 14%).
Две трети опрошенных интересуется общественно-политической жизнью, в том числе касающейся жизни региона. Так сообщили 75% респондентов.
Вопреки мнению о стремительно возрастающей популярности интернета мировую Сеть в качестве основного источника получения информации используют 48% опрошенных. А вот печатные медиа действительно сдают позиции: сегодня их предпочитают только 19% граждан России, принявших участие в опросе.
При этом, ученые отмечают рост доверия аудитории к неформальным медиа. Позицию предыдущего года наш регион сохранил. Так, например, согласно опросу в 2018, информации в YouTube доверяет 12% респондентов, каналам в Telegram — 4% граждан России (среди молодежи этот показатель в три раза больше), в то время как еще всего год назад Youtube доверяли 8% людей, а Telegram — 1%. Прочие регионы страны поделили места еще в 2-х подгруппах.