Модель ЗИЛ-4102 была разработана в бюро по исследованию и доводке легковых авто ЗИЛ. Принципиальное отличие данного автомобиля от иных советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.
Чудный лимузин создавался с целью заменить «устаревший» седан ЗИЛ-41041 с пятью кое-где в салоне. В качестве образца в 1985-ом был приобретен новый Роллс Ройс Silver Spirit, а уже в 1988 шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета. Внешний имидж новинки и внутреннее убранство было оформлено с оглядкой на иномарки из Соединенных Штатов.
Новинка была на полметра длиннее «Волги», и весила на полтонны менее, чем ЗИЛ-41041. Ряд элементов кузова, например, крыша и пол, крышка багажного отсека, капот и бамперы, сделаны из стеклопластика. Ряд узлов и электросистемы машины были продублированы. Инженеры сделали дублирующие субъекты и узлы — систему зажигания, тормозную систему, 2 аккумулятора и 2 бензонасоса.
В движение отечественный лимузин приводился V-образным 8-цилиндровым мотором ЗИЛ-4104, объем которого составлял 7,68 литра, а мощность 315 «лошадок» - такой же, как и на иных столичных лимузинах. Похожие «движки» устанавливались и на остальных столичных лимузинах. При сравнительно малом весе это позволяло разогнаться до 100 км/ч за 10,5 секунд. Расход топлива на сотню км составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч.
Создатели строили планы на то, что на платформе данного лимузина будет создан клан машин, но проект не был поддержан управлением страны.