В космосе обнаружили «блуждающую» черную дыру средней массы

Астрономы из университета Тулузы при помощи телескопов «Чандра» и XMM-Newton увидели «блуждающую» черную дыру в созвездии Волопаса.

Темная дыра — это особенная область в пространстве и времени, в которой силы гравитации настолько велики, что их не в состоянии победить даже объекты, которые двигаются со скоростью света, в том числе и сам свет. Но в космосе есть и так называемые черные дыры с промежуточными массами в спектре между 100 и 100000 масс Солнца. Об их присутствии может только говорить всыпушки радиоизлучения и то, как они искривляют свет иных звезд.

Черные дыры, которых, как демонстрируют самые новые астрофизические исследования, полным-полно в обозримой Вселенной, совсем не обязательно являются стационарными объектами — утверждают авторы размещенного на страницах издания Astrophysical Journal материала, рассказывающего о первой потенциально блуждающей черной дыре.

В данной галактике астрономы обнаружили массивные источники рентгеновского излучения, порождаемые черными дырами в процессе поглощения материи.

Телескопы «Чандра» и XMM-Newton помогли астрономам найти первую потенциальную «блуждающую «черную дыру, которая находится в галактике в созвездии Волопаса. Совсем недавно французские ученые отыскали черную дыру, которая занимает промежуточное значение, между большими и маленькими галактиками.

Как показали наблюдения, она содержит внутри себя две темных дыры — сверхмассивную массой в несколько млн Солнц, обитающую в самом центре «звездного мегаполиса», и среднюю черную дыру массой в приблизительно 10 000 Солнц. Затем дыра поглощала большие количества материи, «пережевывая» часть ее и испуская мощнейшие пучки рентгеновского излучения. По окончанию же «обеда» яркость объекта понизилась в 14 раз, и на данный момент его уже нельзя увидеть в телескопы.

Обнаруженная не так давно «блуждающая» темная дыра получила название XJ1417+52. Скорее всего, дыра в XJ1417+52 «проживала» до этого там, а потом, в процессе слияния растеряла все свои звезды и оказалась на периферии галактики-«каннибала».

Расположение и яркость оптического источника на изображениях космического телескопа «Hubble» предполагают, что первоначально темная дыра принадлежала небольшой галактике, которая врезалась в GJ1417+52.