Астрономы обнаружили звезду, заставившую взорваться соседнее светило

Семнадцать лет назад астрономы стали очевидцами того, что сверхновая звезда удалилась на 40 млн. световых лет в галактике NGC 7424, расположенной в южном созвездии Журавля.

Ученые отмечают, что особенная звезда указывает возможность появления аномальных сверхновых в двойных звездных системах.

«Известно, что большинство крупных звезд есть в двоичных системах. Похоже, что приблизительно половина таковых пар является родоначальниками относительно уникальных вариаций сверхновых типа IIb», — повествует Стюарт Райдер (Stuart Ryder) из Астрономической обсерватории Австралии в Сиднее. Соседнее светило до реального времени существует.

Сверхновые первого типа образуются в итоге взрыва двойной системы из белого карлика и не менее массивной звезды, а не менее распространенные вспышки 2-го типа — в итоге взрыва звезд-гигантов, часто обитающих в парах либо системах из 3-х светил.

Ученых, как повествует Райдер, давно заинтересовывало то, как похожий катаклизм влияет на соседние звезды.

Астрономы во время наблюдения за бинарной системой стали очевидцами превращения одной из звезд в сверхновую.

На протяжении многих млн лет некий космический объект поглощал энергию звезды SN 2001ig.

Райдер и его коллеги узнали, что звезды время от времени переживают идентичные катаклизмы, превосхожу одну из самых странных сверхновых, открытых за последние 30 лет, с помощью инструментов и камер Хаббла. В отличие от иных вспышек такого рода, ее спектр указывал на то, что материя ее прародительницы практически не содержала внутри себя элемента, что является необычайной чертой сверхновых первого, но не 2-го типа.

После взрыва сверхновой SN 2001ig специалисты нашли ее «напарницу». Что именно заградило ее это сделать, задерживалось предметом споров среди астрофизиков до последних наблюдений Хаббла. Как считают ученые, это могло случится из-за того, что «сосед» суперновой звезды перекачивал водород из ее оболочки. Секрет его выкуривания Филиппенко, Райдер и их коллеги планируют раскрыть, следя за иными похожими вспышками с помощью наследника Хаббла, галлактической обсерватории Джеймс Уэбб.

Соседнее светило вращалось на вытянутой орбите вокруг прародительницы сверхновой и временами сближалось с ней, перетягивая на себя ее материю. Однако, как демонстрируют кадры, приобретенные ультрафиолетовыми камерами «Хаббла», звезда выжила.