Утрата ориентировки могла стать первопричиной крушения Ту-154 под Сочи

Утрата ориентировки могла стать первопричиной крушения Ту-154 под Сочи

ПОДЕЛИТЬСЯ

Возникла еще одна версия крушения самолёта министерства оборону Ту-154, произошедшего 25 декабря следующего года над Чёрном морем после дозаправки в аэропорту Адлера.

«В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий», — заключили специалисты.

По данной версии, после взлета пилот управлял машиной, утратив ориентиры на земле.

Участники исследования катастрофы, произошедшей к началу зимы предыдущего 2016 г., убеждены, что только иллюзорное усвоение реальности могло вынудить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55 градусов.

Профессионалы реконструировали ситуацию по показаниям параметрического самописца, и схема последнего полета Ту-154 оказалась незаурядной. Печатное издание отмечает, что через 60 секунд после начала полета лайнер двигался со скоростью 360-370 километров в час, находясь на высоте 250 метров, затем пилот закончил набирать высоту. Через несколько секунд после взлёта было убрано шасси, была начата уборка выпущенных закрылков. Через минуту после отрыва от взлетной полосы пилот неожиданно отправил Ту-154 в пике, вместо того чтобы продолжать набор высоты. Самолет, как показали самописцы, восемь секунд стремительно снижался и заложил за этот период времени крутой вираж влево. Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине — через девять секунд штурман произнес: «Командир, мы падаем». Только на девятой секунда штурман проинформировал: «Командир, мы падаем». До катастрофы оставались мгновения, однако знатоков изумило то обстоятельство, что на предупреждение штурмана пилоты даже не среагировали.

Пилот может перевести машину в режим пикирования, так как ускорение по курсу либо кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток создают у летчика полное ощущение задравшегося носа машины.

Заметим, по статистике, утрата пространственного ориентирования является предпосылкой каждой десятой авиакатастрофы.

Эту проблему уже давно изучает специальная наука — авиапсихология, но решить ее ученые пока не могут. Почему в какой-то момент его человеческие инстинкты начинают преобладать над профессиональными познаниями, науке неизвестно.

«О том, что пилот, который управлял Ту-154, находился в иллюзорном состоянии, свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета». Участники расследования считают, что летчик регулярно изменял положение самолета из-за команд своего вестибулярного аппарата. Противники данной версии настаивают на том, что перепады связаны с тем, что система регистрации параметров была неисправной, отмечается в публикации. Чтобы проверить это, к изучению привлекли интернациональных знатоков. Сторонники теории отмечают, что 2-ой пилот мог не успеть отреагировать либо не решиться отобрать штурвал у командира. В связи с этим в рекомендациях предлагается провести исследования по изучению «механизмов появления и действия соматогравитационных иллюзий» у летчиков.

Об этом пишет российское печатное издание «Коммерсантъ» ссылаясь на близкие к изучению источники.

ПОДЕЛИТЬСЯ